Internet из глобальной почтовой и информационно-поисковой системы
превращается в инструмент ведения современного бизнеса, основанного на
принципах сетевой экономики. Электронный бизнес (Э-бизнес) - деловая
активность, которая использует возможности глобальных информационных
сетей для преобразования внутренних и внешних связей компании с целью
создания прибыли. Важнейшей составляющей Э-бизнеса является
Э-коммерция, которая охватывает не только операции купли-продажи, а и
сопровождение процессов создания спроса на продукцию и услуги,
автоматизацию административных функций, связанных с онлайновыми
продажами и обработкой заказов, а также с совершенствованием обмена
информацией между партнерами. Электронная коммерция
(Э-коммерция) - разновидность бизнес-активности, в которой
взаимодействия субъектов бизнеса купли-продажи товаров и услуг (как
материальных, так и информационных) осуществляется с помощью глобальной
компьютерной сети Internet или какой-нибудь другой информационной сети.
Выделяют несколько классических этапов ведения электронной коммерции:
онлайновый маркетинг, оформление заявок, осуществление платежей и
информационная поддержка доставки товаров. Развитие моделей
электронной коммерции, внедрение пилотных проектов в этой области, а
также разработка общих юридических и правовых основ ведения бизнеса в
Internet поддерживается Европейской комиссией в ESPRIT. ESPRIT -
программа Европейского сообщества, направленная на ускорение и
расширение исследований по использованию информационных технологий (IT).
Разделяют такие направления электронной коммерции: - бизнес -
бизнес (business-to-business, B2B) - определяет взаимодействие компаний с
компаниями в электронной среде; - бизнес - потребитель
(business-to-consumer, B2C) - определяет взаимодействие компаний с
конечными потребителями в сети; - бизнес - администрация
(business-to-administration, B2A) - определяет взаимодействие компаний с
административными органами; - потребитель- администрация
(consumer-to-administration C2A) - определяет взаимодействие
потребителей с администрацией. В соответствии со статистическими
исследованиями в сети, направление B2B занимает первое месте (70% от
общего количества договоров, которые заключаются в Internet).
Начиная с больших корпораций, таких, как Cisco Systems, стремление
увеличить оборот денег через глобальную сеть в секторе бизнес-бизнес
постоянно распространяется и на мелкие фирмы, которые хотят расширить
свою деятельность с меньшими затратами времени и материальными
ресурсами. Однако обычным потребителям больше известны компании,
которые торгуют в Internet товарами и услугами для конечных
потребителей, то есть относятся к направлению B2C. Примером может
служить Amazon.com - известнейший в мире электронный магазин, который
торгует книгами, компактами и другой продукцией. Перспективными
считаются направления B2A и C2A. Государство является значительным
поставщиком услуг для граждан и предприятий, которые платят налоги за
комплекс определенных услуг в сфере безопасности и общественного
порядка, образования, охраны здоровья и т.д. Все большее количество
местных и центральных органов власти в разных странах предоставляет
услуги гражданам через Internet. Наиболее известным проектом в мире в
этой области есть государственный портал Сингапура Citizen Centre, на
котором осуществляются практически все общения граждан с властью.
В материалах Европейской комиссии в ESPRIT
(http://www.cordis.lu/esprit/home.html) приводятся такие модели
электронной коммерции: - электронный магазин; - электронный
справочник-каталог; - электронный онлайновый аукцион; - электронный
торговый центр; - виртуальное сообщество; - виртуальный центр
разработки; - информационный брокер; - провайдер бизнес - операций; -
интегратор бизнес - операций и т.д. Электронный магазин - это
специализированный Web-сайт, который принадлежит фирме - производителю,
торговой фирме и т.д. и предназначенный для продвижения товаров на
рынке, для увеличения объемов продажи и привлечения новых покупателей.
На таких сайтах имеется возможность выбрать товары, оформить заявки и
осуществить оплату через сеть, оформить документы в режиме on-line для
осуществления оплаты обычным способом и отследить доставку. Электронный справочник-каталог - специализированный Web-сайт для проведения тендеров среди поставщиков.
Web-сайт представляет собой справочник-каталог, с помощью которого
клиент может выбрать поставщиков товаров для проведения переговоров с
ними. Выбор осуществляется исходя из характеристик товаров, цен, условий
поставки, номенклатуры или каких-нибудь других специфических условий.
Электронные справочники-каталоги используются компаниями с целью
упрощения процедуры участия в тендерах, для продвижения своей торговой
марки и снижения затрат на маркетинг. Электронный онлайновый
аукцион - один из перспективнейших секторов электронной коммерции:
программно-информационная тематическая база со средствами поиска, в
которой содержатся описания товаров, допущенных к торгам.
Электронный аукцион аналогичен процедуре торгов по лотам на обычном
аукционе. Хозяин такой Web-системы зарабатывает на процентах от
транзакций, а также на продажах программного обеспечения для участия в
торгах. Удачный пример такого Internet-аукциона www.e-bay.com.
Электронный торговый центр - Web-сайт, который содержит множество
электронных магазинов и каталогов, интегрированных на хостинге (иногда
под известной маркой), которые совместно выполняют определенные функции.
Другие модели электронной коммерции (по классификации
Европейской комиссии ESPRIT) связаны с интенсификацией обмена
информацией и процессами совместного производства. Преимущество
электронной коммерции по сравнению с традиционными видами деловой
активности является ощутимым. Использование новых электронных форм
коммуникации значительно снижает затраты на организацию и поддержку всей
инфраструктуры бизнеса. Фундаментальное переосмысливание и радикальное
изменение бизнес-процессов может заметно улучшить такие важнейшие
характеристики, как затраты, качество, сервис и скорость обслуживания.
Внедрение Э-коммерции, возможно, станет тем экономическим рычагом,
который сможет изменить идеологию, способы и принципы традиционного
бизнеса ...
|